Как разогнать оперативную память?
Мы независимо проверяем товары и технологии которые рекомендуем.
Насколько важна высокая частота памяти?
Для дешевых процессоров Celeron и Pentium относительно дорогая высокочастотная память не только неуместна по цене, но и бесполезна по производительности. Встроенный в процы Intel контроллер памяти сравнительно непривередлив и обеспечивает низкую латентность (задержки). Как результат, для двухъядерных Celeron и Pentium предостаточно даже низкочастотной оперативки (ОЗУ) — если не 2133, то 2400 МГц уж точно.
Другое дело — старшие процессоры Intel (в меньшей степени Core i3, i5, в большей — i7, i9) и все AMD Ryzen. Чем больше ядер, тем большая пропускная способность памяти (ПСП) требуется. Контроллер памяти процов AMD менее совершенен, чем у Intel, поэтому сильнее зависим от высокой частоты. Самыми же чувствительными к частоте ОЗУ являются APU AMD: модели Ryzen 3 2200G, Ryzen 5 2400G и Athlon 200GE. В их случае шина памяти делится не только между процессорными ядрами, но и мощной интегрированной графикой Vega.
Установка парного количества модулей ОЗУ (два или четыре) активирует двухканальный режим работы, что дает больший прирост ПСП, чем высокая частота в одноканале. Поэтому если бюджет ограничен, то разумнее приобрести две низкочастотные планки памяти половинного объема, нежели одну высокочастотную. К тому же, готовые наборы памяти из двух или четырех модулей сделаны из одинаковых чипов памяти (производитель, техпроцесс, коэффициент утечек тока), благодаря чему как правило лучше разгоняются, чем планки, купленные по отдельности в разное время.
Tomdom.in.ua | 3 026 грн. | В магазин |
Rozetka.ua | 3 146 грн. | В магазин |
IRDM X — старшая серия «геймерской» оперативной памяти польского бренда Goodram (компания Wilk Elektronik), включающая как отдельные модули объемом 4, 8 и 16 ГБ, так и наборы из двух планок с частотой от 2666 до 3200 МГц. Планки с базовыми частотами 2133 и 2400 МГц вынесены в младшую серию IRDM без суффикса «Х», но с тем же дизайном.
«Геймерской» нынче называют память, которую раньше называли «оверклокерской» — с высоким частотным потенциалом (и как результат, высокой производительностью, в том числе в играх) и металлическими радиаторами, выполняющими как охладительную, сколько декоративную функцию. Просто эпитет «геймерская» сейчас более узнаваемый, нежели «оверклокерская».
Радиаторы IRDM X предусмотрительно сделаны толстостенными (это вам не алюминиевая фольга, как у самых дешевых планок ОЗУ), но низкопрофильными, дабы не мешать установке массивных башенных процессорных кулеров. На выбор доступно пять вариантов окраса: черный, красный, синий, белый и «рябой» (сочетание белого, серого и красного а-ля зимний камуфляж). Именно последний вариант выглядит наиболее оригинальным. Светодиодной подсветки, о чудо, нет и это прямо-таки находка на фоне повсеместного засилья RGB.
Пожурить IRDM X можно разве что за одинаковые стандартные тайминги для всех частот. Если задержки 16-18-18-18-36 для частоты 3200 МГц являются отличным показателем, то для 2666 МГц явно многовато. Впрочем, этот мелкий недочет легко решить, снизив тайминги вручную. В остальном же, Goodram IRDM X — добротная, гарантированно высокочастотная оперативка с элегантными дизайном, за которую просят не намного больше денег, чем за простейшую безрадиаторную память.
Конфигурация тестового стенда
- процессор AMD Ryzen 3 Raven Ridge 2200G BOX ;
- кулер Enermax ETS-T40F-RF ;
- видеокарта — встроенная Vega 8;
- материнская плата Biostar B450MH ;
- оперативная память GOODRAM IRDM X DDR4 1x8Gb IR-XR3000D464L16S/8G ;
- твердотельный накопитель GOODRAM PX400 SSDPR-PX400-256 256 ГБ ;
- жесткий диск Seagate BarraCuda Compute ST2000DM008 2 ТБ 256/7200 Цена от 2 380 до 3 799 грн.;
- блок питания Seasonic FOCUS PX FOCUS PX-650 ;
- корпус NZXT H500i красный .
Инструкция по разгону
В отличие от разгона процессора, где нужно всего лишь найти баланс между частотой и напряжением питания, процесс оверклокинга памяти немного сложнее, ведь предстоит найти точку эквилибриума уже между тремя параметрами: частотой, напряжением и таймингами. Этих самых таймингов, к слову, целых пять штук, и это не считая еще больше десятка субтаймингов, которые, впрочем, обычно не трогают, оставляя стандартными.
Рассказывать и показывать процесс разгона будем на примере набора из двух 8-гиговых модулей памяти Goodram IRDM X с заявленной частотой 3000 МГц, процессора AMD Ryzen 2200G и материнской платы Biostar B450MH. Проц и материнка заранее проверены на поддержку разгона ОЗУ как минимум до 3466 МГц.
И так, чтобы приступить к разгону оперативки нужно перезагрузить ПК и нажать клавишу Delete, после чего вы попадете в меню BIOS. Оверклокерская функциональность доступна на материнках на чипсетах AMD B350, B450 и выше, а также Intel Z270, Z370 и Z390. На младших чипсетах разгонять ни память, ни процессор, ни интегрированную графику, к сожалению, нельзя.
Способов разгона ОЗУ существует три: автоматический разгон путем активации вшитого в память профиля настроек XMP; ручное повышение частоты, пусть и с вынужденным повышением задержек; и ручное снижение таймингов при неизменной частоте. Самым простым, само собой, является первый способ — авторазгон. Именно поэтому имеет смысл купить заведомо высокочастотную память, как Goodram IRDM X 3000 МГц, и сэкономить время на ручной подбор параметров. Впрочем, и здесь могут быть нюансы.
Дело в том, что некоторые материнские платы, как например наша Biostar B450MH, не умеет выставлять промежуточные частоты памяти. Так, она поддерживает 2400, 2666, 2933 и 3200 МГц, но не поддерживает 2800 и 3000 (а у нашей памяти как раз такая). По этой причине воспользоваться XMP-профилем Goodram IRDM X не удалось. Но как говорится, все что случается — к лучшему: путем ручной настройки частоту памяти удалось повысить до 3200 МГц.
Для этого напряжение питания было увеличено с базовых 1.2 до 1.35 В (напряжение до 1.4 В для разгона памяти DDR4 считается безопасным), а тайминги установлены на значение 16-18-18-18-36. Проще говоря, мы сэкономили долларов десять, превратив память 3000 в 3200 МГц. Теоретически, более высокочастотная с завода память могла бы разогнаться еще сильнее, скажем, до 3466 МГц. Но учитывая, что Goodram IRDM X, по крайней мере тот ее экземпляр, что попал к нам на тестирование, основана на чипах Nanya A-die, разгон свыше 3200 МГц видится маловероятным. Частоты повыше обычно берут только чипы более современных поколений — Samsung B-die, Micron H-die или Hynix M-die.
Измерить прирост пропускной способности памяти до и после разгона можно с помощью приложения AIDA64 (доступна бесплатная пробная версия), выбрав пункт меню «Сервис – Тест кэша и памяти». Так, разгон с базовых 2666 МГц до 3200 МГц повысил скорость чтения, записи и копирования ОЗУ с примерно 35 до 45 ГБ/с, то есть на 28 процентов. Латентность же снизилась с 84 до 74 наносекунд, то есть на 13 процентов. В той же самой AIDA64 («Сервис – Тест стабильности системы») можно и нужно хорошенько прогреть ПК после разгона, чтобы убедится в его беспроблемности. Если тест выдает ошибку, либо компьютер зависает или перезагружается, попробуйте слегка (на 0.05 В) повысить напряжение или поднять тайминги.
А вот разгон путем снижения таймингов (с 16-18-18-18-36 до 14-14-14-14-34) при неизменной частоте 2666 МГц особого эффекта не дал: скорость памяти выросла лишь на 2 процента, а латентность снизилась на 6 процентов. Но данный метод все равно имеет место быть, ведь далеко не все материнские платы хорошо разгоняют память, некоторые особенно неудачные модели не берут частоту выше 2800 МГц.
Выводы
Как вы смогли убедиться, разгон оперативной памяти — не самый простой процесс (если конечно память не с изначально высокой XMP-частотой), но прирост производительности от него явно стоит потраченного времени. Бояться не стоит, ничего точно не сломается, ведь современные компьютерные компоненты хорошо защищены от «кривизны» рук пользователя и в случае чрезмерного вмешательства уходят в кратковременную защиту, после чего сбрасывают настройки на стандартные. Если у вас процессор AMD Ryzen или Intel Core и материнка с подходящим для оверклокинга чипсетом. то обязательно попробуйте. Ну а владельцам APU AMD с мощной встроенной графикой разгон памяти, как говорится, сам доктор прописал.